День в 140 часов — Коммерческий поход по Хибинам 2015 года

Знакомство19 июля 2015
В Апатитах солнце пыталось пробиться сквозь тучи и сгладить утренние впечатления. Получалось с переменным успехом.
На платформе оказались ещё группы встречающих, но не от Стеллы. Пара девушек пыталась завербовать меня в водный поход, но я не поддалась.
Со второй попытки был обнаружен нужный сотрудник, но не мой будущий инструктор, а ведущий другого маршрута. Он отправил меня внутрь вокзала. Я обошла здание, там меня снова попытались завербовать в водный поход, но без результата.

Нужный человек нашёлся в зале ожидания возле большого мешка и рюкзаков. Инструктор Андрей был сонным и почти не реагировал на внешнюю среду. Как я узнала позже — он со вчерашнего дня ехал на машине с вещами из Петрозаводска. Бессонная ночь давала о себе знать.
Из участников в зале ожидания пока сидели только я и девушка Света из Ростова-на-Дону, приехавшая ещё день назад. Чуть позже инструктор выбрался на платформу, и привёл трёх ребят — двух парней и девушку, они приехали на том же поезде, что и я. Нам осталось дождаться следующего из Москвы. На нём ехала ещё одна участница и второй инструктор.
Ближе к десяти часам появились участники, прибывшие на раннем, вроде бы пятичасовом поезде. В ожидании остальных они прогуливались по городу.
Вторая инструктор представилась Аней. Она посчитала участников, вызвала для нас машину вроде маршрутки. Мы загрузились туда и поехали в магазин. Оказалось, забыли купить хлеб на первые дни. Заодно инструктора предложили докупить вещей, если кто-то забыл. Часть группы сразу побежала в торговый центр. Я тем временем записала в блокнот наблюдения.
Участники вернулись быстро, а вот инструкторов пришлось подождать.
Кроме участников с нами до места ехал пожилой мужчина с большим рюкзаком и по виду бывалый турист. Как мы узнали позже, это руководитель и бывший инструктор Ани, который обучал её походным премудростям с ранних лет.
После возвращения инструкторов, мы отправились через Кировск к месту выгрузки. С асфальта мы выехали на белую пыльную дорогу. В окно виднелись склоны, дома, заброшенные здания. Мы проехали мимо разрушенной станции и озера — посмотрели на них с высоты и издалека.

«Маршрутка» довезла нас до развилки дорог. Там Аня договорилась о том, чтобы оставить лишние вещи у водителя и забрать их после завершения пути. Разгрузили автомобиль, передали лишние вещи и попрощались. Почти сразу же появился грузовичок защитного цвета. Мы получили команду взять с собой то, что может понадобиться при переходе в 16 км, а после загрузили в новый транспорт рюкзаки, мешки и Андрея, на чьи плечи легла доставка груза. Позже мы узнали, что можно было ещё кого-нибудь посадить в машину, чтобы быстрее добраться до места. Но мне кажется, что такой возможностью воспользоваться никто не хотел бы.

Вещи уехали. Мы разделили перекус по рюкзакам, взяли по бутылочке воды. Аня сбегала на разведку, и мы отправились по белой дороге в сторону базы КСС. По обе стороны дороги возвышались горы, росли невысокие деревья и много трав и цветов. В том числе и те, что в Москве уже отцвели.

По дороги мы пытались завязать первые разговоры, поделиться опытом, интересными случаями. Через каждые 45 минут инструктор объявляла привал на 15 минут, где мы дожидались неторопливых участников и давали отдых ногам.
Дорога вывела нас к реке, которая сначала была мелководной, так что мы спокойно переходили её вброд. Позже дорога и река пошли параллельно друг другу.

Хибинские горы издали казались гладкими и мохнатыми. На них можно увидеть почти все примеры горных рельефов, что я встречала раньше, только всё в миниатюре. «Бараньи лбы», сыпухи, кулуары со снегом и просто отдельные снежники, водопады, горные озёра, речки с каменным дном, и всё это я увидела уже в первые два часа пути.
К двум часам мы добрались до развилки дорог. Одна шла вокруг озера, огибая его справа, другая поднималась на перевал Кукисвумчорр. Поскольку перевальчик должен быть взят, то мы поднялись на него, посмотрели каменную насыпь с крестом, а потом спустились к озеру, где меньше дует и не так холодно обедать. Тем более что на обед были бутерброды и соки — еда, от которой мёрзнешь, а не согреваешься. Бутербродов оказалось много и на все вкусы: с рыбой (мне неожиданно понравилось при всей моей нелюбви к такой рыбе), с сыром, с плавленым сыром, с колбасой, с паштетом. И большую часть продуктов требовалось съесть сейчас. Мы ещё не настолько сильно проголодались, и бутерброды расходились не так быстро, как того хотелось Ане.

Обедали мы где-то час. Потом собрали вещи и отправились дальше. Я довольно быстро согрелась при ходьбе. И хоть солнца не было, и дул холодный ветер, сняла куртку, оставшись в футболке.

Мы продолжали идти в своём темпе, останавливались, что по-фотографировать. Я при таком темпе расслабилась. Моей скорости оказалось достаточно, чтобы быстро догонять ушедших вперёд. С 15 лет мне неуютно идти в хвосте, и в серьёзных походах я порой выбивалась из сил только, чтобы не идти вместе с замыкающим, а где-нибудь посередине.

На подходе к базе КСС нас застал короткий и мелкий дождик. Около базы мы остановились, и Аня побежала узнавать, куда нам идти. Пока её не было, мы изучили таблички на столбах возле входа на территорию базы. Многие группы, приходящие сюда оставляли на память указатели, стрелки с родными городами, названиями групп и датами приезда. В том числе там были иностранные таблички. Я не утерпела и попросила одну из участниц, Олю, сфотографировать меня на фоне этой прелести. Когда фотосессия закончилась, вернулась Аня и позвала нас следовать за ней.

Мы прошли через базу, спустились к бане и по мостику перебрались на другую сторону. Под мостиком текла хорошая горная речка, быстрая с большими камнями, навевающая воспоминания о прошлых подвигах.

На другой стороне дорога углублялась в лес. Берег сначала шёл полого, а потом резко поднимался. Мы забрались наверх, прошли мимо деревьев и вышли на поляну с треугольным столом и креслом возле кострища. Там нас ожидал Андрей. В лагерь он принёс небольшую часть вещей, за остальными мы отправились все вместе. Пока нас не было, Андрей расчистил кострище, по его словам, слой золы и углей приближался к высоте журнального столика, а камни совсем скрылись в глубине.
Когда принесли вещи, нам раздали палатки, и тем, кто не брал — коврики и спальники. Я взяла свои — они очень удобно ложатся в мой рюкзак, занимая минимум места.
Палаток взяли четыре — двушка инструкторам, двушка молодой паре, и две четвёрки для остальных. После некоторых раздумий мы поделили между собой четвёрки. Со мной в палатку отправились Тимофей — один из трёх мужчин (считая инструктора) и Рита, позднее к нам присоединилась Оля. В другой палатке оказались две Светы и Ия.
Нашу палатку мы поставили быстро и почти правильно — я немного затупила при растяжках, раньше не приходилось ставить четвёрку такого типа. Для остальных инструктора провели мастер-класс. После наступило время подготовки ужина. Я воспользовалась тем, что это приветствуется, но не является обязательным, и не принимала участия в сем действии. Не зря же я целый год мечтала отдохнуть от готовки. Я в это время занялась конспектированием прошедшего и выуживанием из памяти того, что упустила. Поначалу мои заметки смущали инструкторов, но постепенно они привыкли. Ну я так надеюсь.
Пока мы шли, комары почти не приставали, зато в лагере они начали яростную атаку. Моя вера в средства против них умерла ещё в школьные годы, поэтому с собой я ничего не взяла и отмахивалась от паразитов руками. Когда вскипел чай, я пересела ближе к костру.

Наш кулинарный маньяк, то есть Аня, решила в первый день приготовить борщ. По всем правилам, с поджариванием отдельных ингредиентов, натиранием на тёрке. Часть действий взяли на себя участники, но основное готовила инструктор. Это действительно был подвиг, а готовка растянулась на несколько часов. Зато ближе к десяти мы получили вкусный суп и к нему овощной салат. Очень-очень-очень вкусные. У кого нашлось место в желудке, брали по второй и третьей порции, и ещё осталось — пришлось перелить в контейнер.
Пока мы ужинали, с базы прибежала собака, похожая на хаски и волка. Ещё она отличалась большим зобом. Бросая взгляды профессионального нищего, она бегала вокруг лагеря, взывая к жалости. Мы решили не вестись на провокации. Андрей попытался сначала просто отпугнуть, а потом вместе с палкой, на что собака начала возмущаться и пообещала не выпускать людей за пределы лагерного круга.
За чаем Аня устроила знакомство группы. Каждый рассказал немного о себе. Здесь собрались совершенно разные люди, с разными увлечениями, возрастом, опытом походной и туристической жизни. Самыми опытными были инструктора, потом я. Остальные в поход выбрались в первый раз, и максимум выезжали с ночёвкой в палатке или гуляли по горам радиально.
Пока мы сидели, начался сильный дождь, и заканчиваться он совсем не собирался. Я его не пересидела, отправилась спать около двенадцати ночи, которые по свету ощущались как семь-восемь вечера.