День в 140 часов — Коммерческий поход по Хибинам 2015 года

К озеру20 июля 2015
Ночью шёл дождь. Палатку я оттянула не очень хорошо, и в местах соединения с тентом она промокла, намочив сверху спальник.
Спала я часов до семи, умудрившись за ночь отлежать бок и спину на слишком ровной и жёсткой поверхности. Оставшееся время до подъёма я дремала в режиме экономии энергии. Главное, мне возле стенки было тепло. А вот Рита, впервые ночевавшая в палатке, да ещё у другой стенки, замёрзла. Сильнее всего досталось ноге — мы предположили, что она её во сне пережала, замедлив кровоток.
На этом Ритины приключения не закончились. При раздаче завтрака обнаружилось отсутствие КЛМ-шки, которую девушка оставила на ночь под столом. Пока все спали, в лагерь наведалась собака с зобом, и утащила приборы. Не спрашивайте, зачем ей очередной набор, мы не знаем. Зато Андрей, когда вылез готовить завтрак, нашёл собачьи следы возле и на столе, а миску, ложку и кружку мы так и не нашли. Для чая Рита опустошила оставшийся с поезда стаканчик ролтона. Инструктора выдали ей запасную ложку и контейнер. От последнего девушка пыталась отказаться, но её уговорили — питаться в пути надо.
Пока мы завтракали, моросил дождик. К моменту окончания сборов он закончился. Мы взяли с собой самое необходимое, а так же деньги-документы на случай, если в наше отсутствие в лагерь нагрянет кто-нибудь посерьезнее собаки с зобом.
Сначала мы шли обратной дорогой. Через мостик, базу КСС и так до развилки. Оттуда повернули направо. Группа двигалась бодро, сначала растягивались не сильно.
По дороге нам встретилось ответвление на водопад Красивый. Ребята попытались к нему свернуть, но Андрей остановил, сказав, что красота не для нас. Нам в тучу и на перевал.
Ещё немного дальше, на повороте мы встретили среди зарослей зайца в летней коричневой шкурке. Сначала он замер, а потом напуганный фотографом, ускакал. Не любит папарацци, что поделать.
Первый привал мы устроили ровно через 45 минут. Только-только начался дождик, перешедший в ливень, и Аня объявила — сидим. Все быстро попрятались под дождевики, куртки, зонтики, и так мы сидели под дождём положенные 15 минут. Моя декатлоновская куртка сначала держалась, но потом всё же промокла. При этом спрятанный под курткой рюкзак, создававший мне горб, оказался всего лишь чуть влажным, как и вещи в нём.
Дождик пошёл на убыль как раз через пятнадцать минут. Мы двинулись дальше по хорошей дороге. Вокруг всё ещё росли деревья, кустарники и трава. Рядом бежала река, чем приток мы пересекли по мостику из брёвен. Я его просто так пройти побоялась и на середине протянула Андрею палку, чтобы он вытянул за неё.

Чуть дальше речки мы выбрались на тропинку среди камней и мха и начали подъём на перевал Северный Рисчорр. Хотя тропа шла серпантином, дыхание иногда сбивалось — подъём, он и есть подъём. Зато на этом пути куртка начала медленно сохнуть. На следующем привале я повесила её на палки, а сама накинула запасной дождевик, в котором ходить очень душно, зато пока сидишь не продувает.
Здесь же большая часть группы достала яблоки из перекуса, зелёные и сочные. На серьёзном маршруте таких в рюкзаке не встретишь.

После привала тропа среди мха постепенно сменилась на каменную, начался подъём на перевал. Появились первые снежники. Не большие, но с набором высоты они росли. В какой-то момент тропа подвела нас совсем близко к одному из них. Андрей набрал горсть и показал красный снег с запахом арбуза – особенность этих гор. На фотографиях плохо виден оттенок, да и на месте лучше всего он различался, после того как тронешь или наступишь.

Мы отдохнули недалеко от перевала Северный Рисчорр, и в час уже оказались на перевале.

Перевал состоял из сыпухи, снега с запахом арбуза и высоких отвесных скал по обе стороны. Сыпуха шла волнами, а снег лежал в их углублениях.

На одном из высоких снежников сфотографировались. Дальше с него открывался вид на соседние холмы и долины. Гладкие плоские горы серого, зелёного и жёлтого цветов, язычки снега, реки, бегущие между ними, далёкое озеро и голубое небо с солнцем, светящим не на нас.

Поглядев на красоту, мы начали спускаться с другой стороны. Спуск начинался снежником, издали выглядевшим довольно крутым. Кто не знает, в 2012 году при покорении первого перевала я упала со снежника, пролетела почти до самого начала, но успела зарубиться и остановиться раньше камней. По другую сторону того же перевала тоже находился снежник, где я снова падала и отрабатывала зарубание. В 2013 году снежники проявили большее снисхождение, я не падала, но двигалась медленно. И вот снова снежник, снова спуск, у меня только палки, и нет кошек. Знаю, это смешно на некатегорийном перевале, но мне захотелось надеть снаряжение, когда я увидела предстоящий спуск.
Остальные явно не подозревали о возможном коварстве горного снега, и шли следом за инструкторами. Я тоже пошла, перестав думать страшно или нет. Замедлила шаг, наступала на чужие следы и пыталась продавливать пятку для устойчивости.

Снег заканчивался камнями. Первые добрались до него без проблем. Участники отошли назад, Андрей встал на границе, чтобы ловить. Три или четыре девушки не удержались и съехали остаток пути. Дальше мы двигались через снег, камни и мох в сторону озера Академического. Проложенный путь шёл прямо по холмам, так что мы то поднимались, то спускались. Такой темп очень выматывает, особенно, если в обычной жизни эти мышцы на ногах не напрягаются.
Ровно в два часа устроили обед с большим количеством бутербродов и горячим чаем. Последний был особенно актуален. Солнце по-прежнему светило вдалеке, а по долине гулял холодный ветер, от него у меня разболелась голова. В целях лечения съела таблетку и накинула капюшон.

После сытного обеда мы добрались до интересного снежника. Он съехал с гор, взяв собой мелкие камни. Теперь часть снега растаяла, обнажив каменную крошку, которая приняла форму горок разной высоты. Под каменной крошкой медленно таящий лёд. С этого снежника мы поднялись на особенно высокий хребет и почти тут же спустились с другой стороны. Примостились на большом валуне спать – за переход устали все.

Следующий привал мы устроили возле родника, где люди напились холодной воды. Я не рискнула – не хотела сильнее охлаждаться. В это время я устроила макросъёмку для мхов и цветочков.

После отдыха снова подъём, совсем в лоб. Ноги не выдержали такого издевательства и заныли. При этом делать траверсы мне оказалось лень, потому что остальные поднимались так.

С хребта открылся вид на озеро Академическое, цирк перед каменно-снежными горами и группу туристов на берегу. Само озеро разделялось широкой косой на две части, а у дальней стороны в воду спускался снег.

Сам хребет тянулся вниз и вверх. Переведя дух, мы отправились выше, где озеро видно ещё лучше, а перевал Южный Рисчорр ближе. Подъём так же шёл в лоб между огромных камней. Люди заметно снизили темп, но героически двигались за инструкторами. Отдохнули только наверху горы, где дует ветер. Полюбовавшись озером, его голубой водой и розовым снегом, двинулись в сторону Южного Рисчорра. Сначала шли по вершине, а потом начали плавный спуск в долину. Двигались по сыпухе из камней среднего размера. Такие я очень люблю, удобно стоять, ходить и прыгать.

В несколько переходов спустились в долину и начали подъём на перевал. Подъём туда проще и короче, чем на северный, но не для уставших людей.
Тропа ведёт сначала по сыпухе, потом по снегу, который как можно догадаться выглядит со стороны страшным. Пока мы поднимались, нам на встречу спустилась детская группа, бодро идущая куда-то вниз. И это в семь вечера.
Поднявшись на снежник мы встретили группу велосипедистов, которые поднялись по тропе с другой стороны и теперь интересовались у Андрея – есть дальше тропа.
Выше снова начиналась сыпуха, а дальше перевал с мемориальной табличкой и странным столиком. Здесь на камнях мы отдохнули, дождались отставших.
Пока отдыхали, сбоку заметили какого-то туриста. Он поднялся наверх от палатки и сел то ли в дозоре, то ли медитировать.

Впереди нас ждал спуск вниз и вниз почти по самого лагеря. Спускались по петляющей тропе. Я шла впереди и периодически оступалась от усталости. Спустившись в долину, я остановилась, чтобы дождаться остальных. Люди присоединялись медленно. Инструктора обсудили ужин – Аня не могла допустить, чтобы мы без него остались. Отдохнув, она побежала вниз под возгласы: «Аня, что мы такого сделали? За что ты нас бросаешь?»
Следом за Аней разрешили идти остальным в своём темпе – дорога прямая, заблудиться трудно. Первыми ушли Женя, Денис и Тимофей, двигались они достаточно быстро, так что расстояние между нами постоянно увеличивалось. Я шла вместе с девушками и Андреем посередине. Мы двигались в своём темпе, но старались далеко не убегать, чтобы Ия и Светлана видели, куда им идти.
Возле реки Андрей отпустил нашу компанию вперёд, чтобы мы не кормили комаров, а сам остался ждать отставших.

На повороте к водопадам Оля заметила в кустах зайца, и указала нам на него. Я попыталась заснять, но снимки вышли смазанными.

Возле водопадов Андрей нас нагнал и посоветовал идти по нижней тропе. Но мы стормозили и отправились по средней. Она была легче верхней, и вид оттуда на водопад открывался красивее: бурные потоки воды срываются в пропасть. Мы с Ритой подошли к обрыву и пофотографировали друг друга на его фоне. Потом напротив я увидела ель, чьи ветки похожи на шалаш. Часы сообщали о половине десятого, а кругом казалось, что часов шесть-семь.

Отдохнув возле водопада, мы вернулись на дорогу. Ия и Светлана успели нас обогнать, но ненадолго. Мы двигались быстрее. Уже возле базы КСС нас догнал Андрей, который дождавшись отставших пошёл по нижней тропе, но не нашёл там нас.

В лагере Аня приготовила макароны с овощной поджаркой и сыром, и теперь нарезала колбасу. Причём резала её очень тонко и быстро, так что поранилась в процессе. Когда группа собралась, инструктор наложила всем голодным людям по большой порции и вернулась к нарезке колбасы. Макароны вышли потрясающими, а после длительной прогулки на холоде ещё и согрели. Ещё заметим, что Аня умудрилась приготовить достаточно сложный ужин всего за час.
После ужина я долго сидеть не стала, дождалась, пока организм успокоится и соберёт силы для перемещения в палатку, и отправилась спать.