День в 140 часов — Коммерческий поход по Хибинам 2015 года

Покорение перевала21 июля 2015
За завтраком встал вопрос — сможет ли группа пройти маршрут или нет. Молодёжь сказала коротко — знаем, нам будет трудно, но пройдём и потом ещё раз захотим. Основное недовольство высказывали самые старшие участники. Инструктора приняли к сведению информацию, но решение не изменили, ведь большая часть людей приехала, чтобы пройти весь маршрут. А некоторые маньяки вроде меня — ещё и под рюкзаком. Мне не забыть того, с какой радостью в 2014 году спина восприняла нагруженный рюкзак после трёх дней отдыха и болезни на Киалимском кордоне.

После завтрака начались сборы. Андрей срезал три палки, для тех, кто его попросил. С палками идти легче и вес рюкзака распределяется между ногами и руками.
Аня распределила еду и некоторый общак по людям, но всё равно большая часть вещей осталась у инструкторов. Часть провизии волевым решением Андрей отнёс на базу, что хорошо — еды у нас и так перебор, в коммерческих походах вечно как на убой кормить пытаются.
Свой рюкзак я укомплектовала сразу по получению провизии, и оставшееся время участвовала в консилиумах по сбору рюкзаков — мы помогали друг другу как их лучше уложить, чтобы ничего не болталось и не топорщилось. Ведь стоит иногда переложить пару вещей, и уже ничего не оттягивает, а внутри есть место для остального.
Около часа дня выдвинулись в путь по тропе вдоль реки. Шли мы сквозь лес по высокому берегу. Впереди шёл Андрей, за ним — я, потом молодёжь, в конце — старшие, а замыкала шествие перегруженная Аня.
Тропинка вывела нас на широкую дорогу, где мы пошли бодрее по несколько человек в ряд. Временами попадались затопленные участки, речушки, которые надо было перейти. В одном месте встретилась труба, из которой непрерывно била вода.
Солнце показываться не спешило. В небе висели тучи, иногда казалось, это туман окутывает нас.

В два часа устроились на обеденный привал возле озера. На дальней его стороне из воды бил ещё один источник. Бил в форме грибка. А рядом с ним лежал камень с двумя большими дырками.
Пока мы перекусывали бутербродами и запивали чаем, нами питались оголодавшие комары.
После обеда продолжили путь. Мы совсем немного шли через лес, а дальше начался постепенный подъём. Лес начал редеть, сменятся тундрой. Мы оказались в царстве мхов, лишайников и невысокой растительности.

Под нами расстилалась долина, откуда мы пришли. На ней двумя заплатками виднелись вырубленные участки. Впереди горы были скрыты белёсым туманом. Мы отдохнули возле камня на мху, а за следующий переход добрались до озера с лазурной водой. Здесь туман, казалось, приблизился совсем близко.

За озером начался подъём на перевал. Тропинка между камней шла слишком прямо, так что силы расходовались очень быстро.
Я старалась держаться взятого темпа, двигалась следом за Тимофеем. Иногда останавливалась, чтобы перевести дух и немножко отдохнуть.
Мы поднимались меньше получаса, но устали как после двухчасовой ходьбы. Лучше всех здесь себя чувствовал Андрей — по его словам, подниматься ему легче, чем спускаться.
На месте привала все пытались прийти в себя. Кто-то расплакался, кто-то неподвижно лежал у рюкзака. Светлане Андрей помог донести рюкзак до места. Выше нам предстояло подниматься уже по снегу, чего я немного опасалась, и в тоже время надеялась на избавление от этого страха.
Отдохнули и отправились дальше, к снежнику. Перед ним устроили ещё один привал. Я оценила масштабы катастрофы. В смысле посмотрела какой там снег, и насколько легко спускалась по нему нам на встречу группа. Следы показали, что они кое-где съезжали, и вообще наст достаточно крепкий.

Отдых сильно смелости не прибавил, так что идти я решила по чужим следам. Вышла одной из первых, но вскоре несколько человек меня обогнали, а за мной шли Женя и Денис. Время о времени я предупреждала их о высунувшемся льде или непрочной ступени — как делала это в туршколе. Да и по следам я не просто шла, а старалась их углубить, сделать ступеньки, как нас учили в туршколе. Пару раз поскользнулась, но не упала, только ногу неудобно поставила.
Снег, здесь такой же розовый, после наших шагов наливался красным и сильнее пах арбузами. Он прервался на площадке, где мы устроились на отдых и сбор группы, и начался снова, как пошёл резкий подъём наверх. Второй снежник я преодолевала более уверено, хоть и сильно втыкала в него треккинговые палки, почти как ледоруб при ходьбе на три такта.
За снежником путь не закончился, дальше — по сыпухе, а уж за ней перевал. Мы отдохнули, собрались вместе. Оля сыграла нам на свистелке, чтобы не так скучно было сидеть.

Ещё переход, и мы на перевале Южный Чорргор. Его центр — мемориал. Дует ветер и прекрасно ловит мобильная связь. Я отправила сообщения домой, кто-то умудрился позвонить. Всё же это чудно, ловить звонить в цивилизацию, находясь далеко в горах. Аня предположила, что это из-за состава гор — слишком много железа, и оно помогает принимать сигналы от вышек.
На перевале мы определили, куда нам предстоит спуститься — к озеру, что находится у подножия горы с другой стороны, где бегает некая группа, и виднеются странные каменные насыпи — то ли стенки от ветра, то ли другие развлечения туристов.
Спуск предстоял по камням, а дорогу обозначали туры. Я в первую очередь ориентировалась на них. В какой-то момент мы с младшей Светой вырвались вперёд, просто ускакали по камням. Временами мы останавливались и выбирали путь полегче или искали следующий тур. На последней площадке мы задумались, как лучше идти — вниз или спуститься к снегу, где отчётливо виднелись следы предыдущей группы. Спуск по камням сверху выглядел слишком отвесным и прямиком озеро. Одна или с ребятами из турклуба я бы рискнула, но не с новичком. Поэтому выбрали снег.
Добрались по камням. Я вышла первой и обернулась, проследить, чтобы Света нормально сошла. Не повезло. Она наступила слишком близко к краю снега, где он часто глубокий и мягкий, и провалилась по бёдра.
Дальше Света сняла рюкзак, который я подпёрла палкой, и попыталась вытащить ноги. Левая вылезла нормально, а другая застряла, снег не давал её вытащить, и начинал охватывать как в болоте. Я просунула вторую палку в дыру и аккуратно постучала, чтобы расширить отверстие. Получилось. Нога освободилась, и Света выбралась на снег. Накинула рюкзак, и мы спустились к камням. По ним добрались до берега озера и устроились на привал, ожидая, пока остальные нас догонят.

Ожидание затянулось, и стало холодно — время перевалило за семь вечера. Если весь путь я проделала в одной футболке, накидывая куртку только на привалах, теперь пришлось утеплиться ещё и флиской. Ноги начали сильно замерзать, воды в траве и на снегу оказалось столько, что ботинки и носки насквозь промокли.
Долину здесь с трёх сторон окружали горы, но связь продолжала ловиться. На склонах так же лежал снег, а внизу камни плавно переходили в тундру.
Остальные спустились примерно за полчаса. Все, кроме Андрея выбрали наш маршрут. Инструктор же спустился по камням к озеру.
Отдыхали после спуска достаточно долго. Подкрепились едой и остатками тёплого чая. Это немного согрело, но всё же мало по сравнению с холодным ветром и мокрыми ногами. Я то и дело махала руками-ногами, как меня учил Антон. В махании ногами особенно помогли палки — без них равновесие совершенно не держалось.

Когда все отдохнули, отправились дальше. До места ночлега мы ещё не добрались, хотя при желании могли встать в любом месте — инструктора взяли с собой горелки.
Мы шли по тропе вниз. Справа бежала река, а впереди виднелись просветы в облаках с розовыми оттенками заходящего солнца. После этого перехода, Андрей сбросил рюкзак и не поднимался, пока мы двинулись дальше. У него сегодня был героический день — тащить на себе кучу вещей, а потом преодолевать по несколько раз отрезки пути, помогая отставшим участникам.

Тимофей чуть раньше привала ушёл к реке смотреть, как она там течёт, что за водопады виднеются. После мы двигались параллельно, видели друг друга. При этом у нас тропа быстро закончилась, в итоге мы решили свернуть к реке, где тропа продолжилась.
Около десяти вечера встретили ту группу, что отдыхала, пока мы спускались. Они поинтересовались не находили ли мы сидушки. Мы их не видели, поскольку не совсем точно повторили их путь.
Андрей нас увёл недалеко от этой группы и объявил место ночёвки. Мы быстро разделились кто чем занимается. Мы с Ритой ставили палатку. Оля немного помогла нам, соседям, а потом на кухне. Пока облака в небе рассеялись, мокрые вещи, в том числе и тенты, расположили на поляне на просушку.

Закончив обустройство ночлега, я с наслаждением переоделась в сухие носки и кроссовки. В первый раз я взяла с собой именно что кроссовки, а не неопреновые тапочки, и теперь наслаждалась теплом и сухостью.
Ужин наши отважные инструктора и Оля приготовили ближе к одиннадцати. Тимофей в это время разжёг хороший огонь для просушки вещей, чем остальные воспользовались.

Мимо прошла группа детей, нарушив душевное спокойствие Андрея — поздняя ночь, и что, что светло, а по улице бодрые, весёлые дети шастают.
После сытного, вкусного и горячего ужина, мы разошлись по палаткам. Там меня впервые поход за начала бить дрожь, зубы мелко стучали друг о друга, а тело пыталось согреться. И вроде костёр был не настолько сильным для резкого перепада температур. Как можно быстрее я разделась и забралась в спальник, где смогла согреться.