День в 140 часов — Коммерческий поход по Хибинам 2015 года

Неперевал22 июля 2015
Утром я очнулась под барабанную дробь дождя. Казалось, там разгулялся настоящий ливень, но это было обманчивое впечатление. На самом деле шёл мелкий, редкий и почти не ощутимый дождь. Так что я сначала вылезла в кроссовках, а ботинки надела лишь перед выходом в путь.
Инструктора к нашему подъёму приготовили кашу и растянули тент, чтобы можно было есть не под моросью.
Кругом туман, видимость не сильно большая. Не видно, что ждёт нас дальше.
Собирались тоже под моросящим дождём. Построились, и двинулись по тропе к реке Гольцовке. Андрей, идя впереди, постоянно сбивал с деревьев воду, добровольно принимая душ, чтобы остальные не промокли. Иногда пила с боку рюкзака цеплялась за ветки, мне приходилось её освобождать. Тонкие веточки будто специально подбирались по калибру в размер щели между ручкой и лезвием. Один раз неосторожная ветка ударила меня в глаз, так что я некоторое время не могла его открыть, но не повредила его, как я опасалась.
На первом привале младшая Света отстала, чтобы переложить рюкзак. С ней осталась Аня. Остальные двинулись дальше. В это же время нас нагнала соседняя группа, и мы до реки обгоняли друг друга.
К реке вели много троп, и в какой-то момент Андрей решил срезать и повёл нас по левой, вслед за той группой. Мы достигли быстрой и широкой реки, и остановились на привал на удобной поляне. По словам инструктора, именно здесь мы и должны были заночевать вчера, но не дошли.
Пока группа осматривалась, Андрей убежал за Аней и Светой. Хоть тропинки сходятся, не хотелось бы их потерять. Оля тем временем настойчиво избавлялась от конфет и печенья, которые не съели в предыдущие дни и теперь девушка носила их с собой. Она подходила к каждому и предлагала взять себе немного. Причём чувствовалась некая угроза в случае отказа. Мало кто смог отказаться.
Андрей пару раз прибегал ни с чем. Ставил рюкзак так, чтобы он не промок под усилившимся дождём, и бежал дальше. На третий раз вернулся вместе с девушками. Света рассказала, что они попытались найти наши следы, но не увидели даже лунок от палок, так что сели на развилке и сидели, пока не увидели Андрея.

Дальше встал вопрос — как идти через реку. Андрей склонялся к броду, но при этом упоминал мост где-то в трёхстах метрах. Мне от одного вида бурного потока становилось не по себе. Остальная группа ориентировалась на мою реакцию — то есть тоже сомневались в необходимости идти вброд.
Всё же сначала мы решили попробовать пойти как другая группа, но когда посмотрели, где они переходят, дружно захотели к мосту. Мост оказался узким, сложенным из брёвнышек и лежал только до половины реки, где течение самое сильное. Дальше можно пройти по камням. Это намного лучше брода. Группа бодро перебралась на другую сторону. Андрей помог женщинам перейти по камням, там, где расстояние между ними было слишком широким.

Тропа на другом берегу потянулась наверх сквозь лесные заросли. Потом она пошла вдоль обрыва, мы смогли увидеть внизу реку, а другой стороне тент в виде козырька с пиратским флагом. Сам тент пытался слиться с окружающей обстановкой, а внутри него лежали камни и вещи для сна. Напротив пиратского логова расположился большой лагерь. Множество палаток самого разного размера и форм, где-то в них лаяла собака, услышав наши шаги. Людей мы не увидели, хотя дождь уже закончился.

Во время второго перехода нам встретился ещё один пустующий лагерь, уже меньше — всего на две палатки, одна из которых стояла без тента, а вокруг сушились вещи.
Впереди отчётливо вырисовывался тупик — горы стояли плотным кольцом. Мы начали сомневаться — туда ли идём. Карты и джи-пи-эс показывали туда.

В два часа устроили обеденный привал под моросящим дождём. Аня, Андрей и Оля занялись бутербродами. Я тем временем перебрала рюкзак — слишком много вещей оказалось в клапане, что было неудобно при ходьбе. Переложила часть в середину рюкзака, а джемы временно отдала на кухню, чтобы их подъели.
В это время нас обогнала та группа. Они бодро перешли речку и начали подъём на склон напротив, и быстро исчезли за выступом холма. Теперь мы примерно представили, куда надо идти. В очертаниях гор явно угадывался ещё один подъём без надежды неожиданного глубокого ущелья между горами, скрытого сейчас холмом.

Для нас брод затянулся. Часть людей бодро преодолели поток по камням, другие замешкались, решая где лучше перейти. Я передала Оле свои палки, чтобы ей было легче. Когда я нагнала первых, оказалось впереди нас ждёт высокий подъём. Тимофей, Денис и Женя пошли напрямик и уже поднялись довольно высоко. Андрей заметил тропику вдоль стекающего ручья и сказал остальным идти там. Пришлось спускаться. В этом время опустился туман. Видимость снизилась до десяти-двадцати шагов, дальше можно было увидеть только бледные накидки на рюкзаки, которые в действительности кислотного салатового цвета. Что творится кругом — не ясно, главное, склон не ползёт и камни не летят. В тумане ещё началась и морось.

После обеда, где замёрзла, я шла в ветровке, но на подъёме пришлось её снять. Мне стало слишком жарко и душно в этом тумане при температуре возле десяти градусов выше нуля. Может чуть выше, может чуть ниже.
Женя отстала от ребят и замерла где-то на середине горы. Тимофей побежал её выручать. Когда я поднялась на большую площадку, где устроили привал, они как раз подходили в другой стороны. Денис предложил девушке помочь на последних шагах, но та отказалась и замахнулась палкой.
Тимофей немного отдохнул, взял рюкзак и убежал выше в туман. Остальные в это время подползали к площадке и без сил падали на рюкзаки или рядом.
Пришедший с чужим рюкзаком Андрей прокомментировал происходящее:
— Мы с вами поднялись на такую высотку, чтобы полюбоваться живописным видом на туман.
— И сколько у нас таких ещё не-перевалов? — поинтересовалась старшая Светлана.
Этот туман будто бы отгородил нас от другого мира. Уставшие люди пытались друг друга приободрить, смеялись. Оля снова сыграла на свистульке, что добавило уюта к отдыху на камнях.
Вскоре вернулся Тимофей. Я первой заметила как в тумане появилась неясная фигура, становившаяся всё чётче и ближе. Он поднялся ещё на одну площадку, где уже начиналось ущелье сквозь горы.

Мы уже достаточно отдохнули и, взяв рюкзаки, отправились за ним. И правда, вскоре показался большой камень, где Тимофей оставил рюкзак, а за ним ущелье из камней и снега. Туман стал менее плотным. Впереди слышался звук текущей воды. По очереди мы вошли в ущелье.

С другой стороны туман неожиданно поднялся, как занавес, открыв нам вид на покрытые мхом склоны, озеро Имандра и острова на нём. Приободрённые мы начали спуск в долину. Первый привал устроили на мху недалеко от невысоких деревьев. Оглянувшись, мы с Андреем увидели, что четвёртой спускается Ия, самый слабый участник группы. Не просто спускается, а почти бежит с рюкзаком за плечами.
— Ия, вы бы хотя бы постеснялись, — возмутился инструктор. — Мы тут идём из последних сил, а вы бежите.

На привале я снова замёрзла, слишком много на мне мокрой одежды. Накидка и верх рюкзака тоже оказались мокрыми, не справились туманом. Ещё после вчерашнего перехода у меня потрескались все пальцы, и я забыла их смазать, хотя взяла с собой крем для рук.

За следующий переход мы вошли в лес, где комары начали активнее нападать на туристов. Тропа привела нас реке. Вверх по её течению находится ущелье Аку-Аку, запланированное в программе, а на одной из полян здесь предполагается ночёвка. По эту сторону реки хорошее место занято палатками и снова без людей. Андрей нашёл не менее хорошее место с другой стороны реки, куда мы перешли по толстому бревну.
Мы поставили палатки, разобрали вещи, повесили мокрое на просушку, а потом сели вокруг костра с носками и ботинками, стараясь не мешать Ане готовить и не спалить вещи.

После ужина инструктора спрятались в палатку отсыпаться, а мы продолжили сушить вещи и играть в игру, которую Оля взяла с собой. Поделились на пары и пытались друг другу объяснить слова в карточках. Пока играли и смеялись, у Риты оплавился носок ботинка. Она его быстро отняла и палочкой попыталась вернуть резину на место. Вышло не очень красиво, зато дырки для воды не осталось.
Потом Андрей приготовил горячую и холодную воду. Сначала сам принял душ у реки, потом туда отправились Рита с Женей. Рита ещё рискнула помыть голову при низкой температуре вокруг, а потом сидела и сушила волосы.
Пока девушки мылись, у костра остались только я и младшая Света. В это время к нам на поляну пришли два парня. И стали спрашивать в какую сторону им выйти к какому-то месту. Мы ответа дать не могли, объяснили, что сами не местные и вся информация у инструкторов. Парни настойчиво просили всё же подсказать, куда им идти. Пока мы так переговаривались, из инструкторской палатки начал раздаваться смех. Пришлось отослать гостей к Андрею. Тот вылез наполовину и объяснил, куда надо двигаться. Оказалось, это ребята из одного из тех лагерей, что мы видели с той стороны хребта перед подъёмом. Будь они ещё настырнее, мы бы их случайно отправили б в другую сторону.