Времена и эпохи — В Паровозном Депо


В Москве сейчас с 1 по 12 июня проходит фестиваль «Времена и эпохи». Из-за болезни я не сразу смогла к нему приобщиться, но сильно с этим решила не затягивать. Причём начать решила не с простой прогулки, а с экскурсии. Специально по случаю фестиваля организаторы договорились о бесплатной экскурсии в Паровозное Депо на станции Подмосковная (рядом с Красным Балтийцем на Рижской дороге) и путешествии до него на ретро-поезде на первые семь дней фестиваля.
Этот ретро-поезд то и дело гудит, проезжая совсем недалеко от моего дома, его слышно даже днём, когда на улице шумно, и да на само Паровозное Депо я любовалась каждый раз, возвращаясь из Университета, а теперь возвращаясь от стоматолога. Раз я решила ехать, то так и будет. Во всяком случае, я постараюсь осуществить.
Из дома я постаралась выйти заранее, но, уже подходя к месту, обнаружила, что до отправления 10 минут. По счастью сотрудники вокзала сориентировали, куда идти. На месте мне повезло уже второй раз. Мест на ретро-поезде немного, примерно по 60 на вагон, а вагонов всего два. Я оказалась как раз 54 или 55, когда я зашла, сотрудница крикнула, что осталось ещё на пятерых.

Когда все уже устроились и расселись, так что никто не остался стоять, пришёл экскурсовод. Поскольку у нас была специальная программа, а не стандартная экскурсия, то мы услышали только правила и предстоящую программу, и то процесс прервали. Вышло забавно. Сотрудник: Борис Борисыч, вас там Наташа зовёт.
Гость: Наташа подождёт.
Экскурсовод: Наташа не подождёт, Наташа мой начальник.
Вагон расхохотался. Правда, Борис Борисыч быстро вернулся и дорассказал, что сначала нам предстоит пройти как можно дальше по платформе, чтобы посмотреть как состав проезжает мимо, а потом уже идти в Депо, где мы поделимся на группы по 20 человек, и экскурсоводы проведут нас по всем объектам. Делиться предстояло с помощью карточек. Они были цветные и как-то делились не только по номерам, но и по цветам — одни для детей, другие для взрослых. Во время этого дележа мне повезло вновь, как одиночка я попала последним участником во вторую группу. То есть сразу по прибытию шла на экскурсию, а не прятаться от дождя под навес.

Пока мы ехали экскурсовод объявил какие красоты за окном нас ожидают — промышленные здания, разноцветное народное творчество граффити с обеих сторон и завистливые лица тех, кто не попал в поезд.
Поездка с Рижского вокзала до Красного Балтийца занимает примерно 15 минут, правда, возле моей станции мы затормозили. Наверно, ждали, пока электричка уедет. И я смогла полюбоваться наполовину разобранными бетонными плитами — текущей реконструкцией станции. На Красном Балтийце толпа под зонтиками — как раз как мы все сели в поезд начался ливень, бодро и слегка растянувшись, дошла до первой трети платформы, где остановилась ждать дальнейших указаний. Поезд выпустил огромный столб пара, так что заволокло его и платформу, показывая, почему нас просили отойти, и проехал мимо, давая полюбоваться собой. Мы проводили его и отправились по мосту к Депо.
Перед входом в Депо Борис Борисыч громко объявлял номера групп, и нас по очереди пропускали внутрь, изымая билетики с номерами. Вторую группу сразу забрала экскурсовод, назвавшаяся Анастасией, и повела к домику начальника станции.

На экскурсию в Депо лучше всё же ездить в хорошую погоду, тогда не придётся фотографировать пытаясь удержать одной рукой телефон, другой зонтик и стараться не намочить первый. И экскурсовод не будет рассказывать историю, мужественно стоя под дождём в пальто и шапочке.

Перед тем как впустить нас в помещение, Анастасия коротко сообщила об открытии станции, о слишком большом потоке народу и выводе конечного пункта к вокзалу и создании рядом станции Красный Балтиец. И всё это было, когда Подмосковная действительно находилась за Москвой, а не почти у центра города.

У начальника железнодорожной станции был свой домик с красивым убранством, рабочий кабинет, гостиная и спальня. Только жить он мог тут в одиночестве, семье на время службы приходилось снимать или покупать домик в ближайшей деревне, откуда начальник приносили еду, или куда он уходил в часы отдыха. Когда начальник станции увольнялся, ему предстояло очень быстро освободить помещение для сменщика.

Следующим пунктом стал макет первого паровоза, изготовленного Черепановыми, и работающий кран, с помощью которого в паровоз заливают воду.

Кран соединяется с водонапорной башней. У той два огромных бака с водой наверху. Внизу же трубы, уровень и мультик для гостей, показывающий как из артезианской скважины наполняются сначала баки, а потом паровоз. Воды паровозу хватает примерно на 70 км, потом приходится дозаправляться.

После водонапорной башни, мы отправились в депо, сделав остановку у круга. Там полукругом расположились паровозы, два их них — под парами. Как сказала экскурсовод, выходит намного выгоднее всегда держать их готовыми, чем 6-8 часов разогревать, а потом столько же или даже больше охлаждать. Перед паровозами — круглая «арена» с рельсой, по центру которой находится мостик с рельсами. Раньше, когда требовалось вывести нужный паровоз из депо, этот мостик крутили до нужного паровоза несколько мужчин — лошади слишком боялись этой чудо-техники.

Внутри депо нам показали два зала. Первый — с кучей станков, и страшных штуковин, вроде как до сих пор работающих. Второй с разноцветным паровозом в разрезе, где наглядно с помощью цветных лампочек показано как двигается вода, как угол, как крутятся элементы паровоза.

Отдельно Анастасия показала лопату для угля, на которой так же готовили яичницу, и заодно рассказала, что кочегар к топке не допускался, максимум набирал коробку с углём. Лопатой же пользовался помощник машиниста, умеющий закидывать в топку уголь как требуется. И за хорошего помощника машинисты иногда дрались как мальчишки.

Последним пунктом программы стал домик, где в одном месте расположились основные зоны для посетителей вокзала. Зал ожидания третьего класса со столетним зеркалом, некогда висевшим в зале ожидания Белорусского вокзала, окошком кассы, где раньше продавались жестяные многоразовые билеты.

Напротив — зал первого и второго классов. Как сказала экскурсовод, в действительности эти залы находились на расстояние друг от друга, чтобы простой народ не пересекался с богатыми. Им же пришлось сделать всё как можно компактнее.

По бокам зала первого класса разместили буфет, выглядящий не хуже ресторана, и телеграф.

В отдельной комнате расположилось багажное отделение, где можно посмотреть на чемоданы и по ужасаться тому как раньше перевозились платья.

Тут же рядом с залом ожидания комната дежурного по вокзалу с фонарями и телефоном.

И отдельное помещение с макетом дилижанса, на котором от Подмосковной добирались до Москвы.

На этом Анастасия с нами попрощалась, и вторая группа убежала прятаться от дождя на станцию, где по случаю фестиваля расположились реконструкторы и им сочувствующие с разными интересными вещами. Например, можно отправить письмо, написанное чернилами, или поставить печати на бланк телеграммы или реплику билета второго класса.

Примеры посуды и меню того времени.

Граммофон с пластинками, их то крутят, то показывают всем желающим как это делается. И конечно же раскрывают страшную тайну, что внутри никакой не механизм, а толпа маленьких гномиков, которые поют на разные лады которые крутят пластинку.
Рядом с этим — вешалки с костюмами и фотограф с ретро-фотоаппаратом. Тут я не удержалась, отстояла очередь, получила себе костюм XIX века для прогулок — юбку, жакет, название которого не знаю, и берет. Чтобы мне было нескучно, именно передо мной закончилась партия фотокарточек, и фотограф примерно на полчаса растворился, а время неумолимо приближалось к двум часам, когда поезд повезёт всех обратно. За полчаса ожидания у меня сполз берет, руки застыли, придерживая юбку, чтобы не пачкалась. И встретился одноклассник, который теперь фотографирует и тусуется среди реконструкторов.

На этом приключения не закончились. Фотограф пришёл, переместил место съёмки, чтобы фотографируемых не заливало. Дальше народ дружно пытался попасть в кадр. То дети перед фотоаппаратом, до люди за спиной. Жаждущие сделать фото за мной в очереди уже хором с фотографом кричали, чтобы все разошлись. У меня же за время ожидания сполз берет, и ветер растрепал и без того растрёпанные волосы. Но фото сделали. И я довольная отправилась переодеваться обратно.

Вскоре нас позвали на станцию в обратный путь. Оказалось, за пределами крытой станции идёт ливень, что не помешало сделать прощальное общее фото Паровозного депо. Поезд прибыл чуть позже, чем все собрались на станции. Как и говорил Борис Борисыч, с помощью неизвестной магии, над тайной которой бьются лучшие учёные мира, наш последний вагон стал первым.

Как нам и было сказано, мы заняли свои места. Количество людей поубавилось — некоторые не стали дожидаться, а ушли своим ходом. После дождливой улицы внутри вагона оказалось неожиданно тепло. Борис Борисыч скрасил обратный путь кратким экскурсом в историю, заметив, что первые вагоны были холодные, и люди иногда убийственно замерзали по дороге. У них не было ни печки, ни крыши — строились по европейскому стандарту. Крышей служила парусина, быстро приходившая в негодность. Потом появились адаптированные составы, уже с печкой и крышей. А потом и с нормальным отоплением.

Экскурсия закончилась несколькими каверзными вопросами, и мы вышли на перрон, где дождь уже совсем разошёлся.

Leave a Reply